Инклюзивное образование


ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья образование жизненно важно, поэтому доступность общего и профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья является одним из приоритетов модернизации Российского образования. Наряду со стремлением сохранить и преумножить достижения в вопросах обучения и социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современной ситуации отчетливо прослеживается новый – интеграционный (инклюзивный) – тренд в развитии отечественной системы образования. Применительно к современным российским реалиям инклюзивный подход фокусируется главным образом на проблеме обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в наименее ограничивающей образовательной среде.

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский аграрный техникум» ведет обучение инвалидов и лиц с ОВЗ  по основной профессиональной образовательной программе в группах, совместно с другими студентами, в том числе с применением индивидуальных образовательных технологий.

В настоящий момент в техникуме  обучаются 6 студентов-инвалидов в возрасте от 18 до 22 лет по профессиям «Мастер по обработке цифровой информации», «Садовник».

Для эффективной подготовки специалистов используется компьютерная техника, установленная в специально оборудованных кабинетах: «Информатика» и «Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности».

В соответствии с комплексной Программой реабилитации студентов педагогическим коллективом проводится значительная работа, направленная на сохранение здоровья, адаптацию, личностно-ориентированное сопровождение учебного процесса, информационное обеспечение и социальное сопровождение студентов-инвалидов.

Вся работа постоянно подвергается корректировке с учетом индивидуальных особенностей студентов, коллектива группы. В техникуме работают социальный педагог, педагог – психолог, которые являются большими помощниками не только студентам, но и классным руководителям и мастерам производственного обучения. Они осуществляют индивидуальную работу с каждым студентом, ориентированную на интеллектуальное, профессиональное развитие студентов-инвалидов.

В техникуме ведётся работа по программе социальной адаптации студентов, вовлечению  детей-инвалидов и детей с ОВЗ в кружки и творческие объединения по интересам.

DSC_0468_opt                                           DSC_0467_opt

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ИВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОВЬЯ

  1. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в Техникум сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности) таких поступающих.
  2. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований: — вступительные испытания проводятся для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;

— присутствие ассистента из числа работников техникума или привлеченных лиц, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

— поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

— поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;

— материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

  1. Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых: — задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке 8 проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом; — письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту; — поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих: — обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; — поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; — задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих: — обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме; д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): — письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; — по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

Концепция создания модели обеспечения доступности непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по установлению особенностей организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья – выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I-VIII видов

Постановление об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы